IX Тихоновских педагогических чтения

Мало кто задумывается о том, что в переводе с греческого экология – это наука о доме, т.е планете на которой живут звери, птицы, пресмыкающиеся, насекомые и конечно человек. Именно люди считаются самыми разумными, но при этом ведут себя, безответственно разрушая вокруг себя природу. Можно долго перечислять причины такого поведения: стремления к комфорту, перенаселение к комфорту, технический прогресс, но явно истоки необходимо искать в самом человеке. Именно эту проблему обсудили на IX Тихоновских педагогических чтениях

Первым свой взгляд на проблему озвучил Протоиерей Александр Ранне, председатель Отдела по религиозному образованию и катехизации Новгородской епархии. Священник отметил, что несмотря на накопленные человечеством знания, они зачастую не используются во благо не только будущего, но и настоящего. «Известно, что скоро цифровые технологии смогут подсчитывать буквально все, но будет ли человек в состоянии справиться с результатами таких подсчетов. Еще недавно считалось что рост знаний и умений человека на прямую связан с ростом его могущества и гарантирует счастливую жизнь. Сейчас становится понятно, что это не так. Важно какие цели ставятся сейчас перед человеком и какими средствами он будет достегать их. И главное, как это повлияет на тех, кто живет рядом с нами и будет жить после нас. Что будет с теми детьми, которых заставляют в Дании присутствовать при препарации жирафа. Также способно ли современное высокотехнологическое общество обеспечить равенство возможностей, для тех, кто по тем или иным причинам оказывается вне конкуренции. Еще Аристотель мечтал, что, заставив силы природы работать на себя человек освободится от проклятия тяжёлого труда», рассказал священник.

По мнению отца Александра такие проблемы как энергетический кризис, борьба за ресурсы, дефицит пресной воды, загрязнение окружающей среды –могут решать только люди не эгоистически ориентированные, умеющие глобально мыслить. А если горят леса Сибири, Амазонки или Техаса это касается всего человечества и здесь не должно быть места для злорадства. «Трудно говорить о самосовершенствовании человека его гармонизации с природой, когда экономические законы требуют повышения производства и потребления. Это ведет к новым проблемам. Каким же ложен быть человек, чтобы соответствовать всем эти вызовам? Каковы идеалы? Корень всех этих проблем можно вычитать на первых страницах Библии, которая формировалась в начале первого тысячелетия до нашей эры. Там высказывается одна простая мысль. Мир создан для человека, но человек создан для Бога. Если человек отрекается, от него он теряет смысл своего существования. Таким образом он разрушает не только себя, но и окружающую природу», отметил отец Александр. Священник считает, что детей необходимо учить «созерцать сотворенный мир», в том числе с помощью изучения творчества, поэтов, многие из которых восхищались красотой и гармонией природы.

Также на чтениях выступил Н.Н. Максимюк, доктор наук, профессор, заведующий кафедрой биологии, биохимии и биотехнологий ИСХПР НовГУ, руководитель Новгородского отделения Международной академии наук экологии и безопасности деятельности (МАНЭБ). В своем докладе «Экология человека с позиций биоэтики» Николай Несторович постарался рассказать о влиянии человека на окружающая природу. «Мы привыкли к тому, что перестали употреблять слово природа, мы используем выражения «окружающая среда». С самого своего появления человечество стремилось покорить природу. Человек возомнил себя царем природы. Вспомним советский период и лозунг «природа не храм, а мастерская и человек в ней работник». И антропогенное воздействие на природу привело к тому, что сейчас необходимо принимать срочные природоохранные меры, а человечество находится в стадии выживания. Загрязнение воздуха, вырубка лесов, кислотные дожди и многое другое привели к появлению экологического кризиса. Это свидетельствует о том, что природа больше не может удовлетворять возрастающие потребности человека», рассказал доктор наук. Также Николай Несторович считает, что одно из важнейших шагов по охране природы – экологическое образование и воспитание. «Необходимо формировать заботливое отношение детей и молодежи ко всему тому, что нас окружает, учить сохранению окружающей природы. Воспитание должно быть не одноразовым, а продуманным, что в конечном итоге должно привести к экологическому мировоззрению. Экологи позаимствовали золотое правило христианства и немного изменили — «относись к другим и к природе так как ты хочешь, чтобы относились к тебе», отметил ученый.

Своим опытом по работе с молодежью поделился директор центра «Юность» В.В. Петров, рассказав о создании «ЭкоДружин». «Современная молодежь стала более сознательная. Наши волонтеры — это школьники и студенты и практически участвуя в уборке мусора приучаются не мусорить, в том числе на природе. Последнее время культура растет, это заметно на контрасте с другими регионами. Интересно что к нашим акциям присоединяются и взрослые», рассказал Владимир Викторович. В конце конференции прошла дискуссия «Молодежь и экология: от теории к действию» в которой могли принять участие все желающие. Переработка вторсырья, использование пластика, привлечение подростков к уборке мусора и многие другие вопросы были подняты на обсуждении. Несмотря на то, что на многие вопросы мнения расходились, с одним согласились все: лучший способ воспитания детей – положительный пример взрослых.

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *